ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ДИАЛОГ О ВОСПИТАНИИ
В период со 2 по 4 декабря 2014 года в ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» прошел VII Сибирский педагогический семинар, организованный кафедрой педагогики и психологии ИИГСО в рамках Программы стратегического развития университета и приуроченный к 45-летию кафедры. Проведенный семинар продолжает традицию предыдущих психолого-педагогических семинаров, ставших эффективной площадкой для разностороннего обсуждения актуальных проблем воспитания. В этот раз акцент был сделан на взаимодействии педагогической и психологической наук в практике воспитания. Эта идея и отразилась в названии VII Сибирского педагогического семинара: «Педагогика и психология: диалог о воспитании».
В семинаре приняли участие учёные из Москвы, Красноярска. а также представители педагогической и психологической наук НГПУ, НИПКиПРО, аспиранты и магистранты. В заседаниях секций, обсуждении выступлений и мастер-классах участвовало 80 коллег.
Организационной основой семинара была пленарная часть, в рамках которой участников приветствовали проректор НГПУ по научной работе Б. О. Майер, директор ИИГСО д-р. ист. наук, проф. О. Н. Катионов, зав. кафедрой педагогики и психологии, д-р пед. наук, проф. Т.А. Ромм, а также деятельность 6 секций, работающих в режиме панельной дискуссии. С основными докладами выступили: кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской Академии Образования Михайлова Нина Николаевна (г. Москва) с докладом «Профессиональная позиция педагога и психолога»; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования Московского Городского Педагогического Университета Егоров Илья Вадимович - «Гражданское мировосприятие личности: постановка проблемы в координатах личностной зрелости и просоциальной активности»; доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (г. Москва) Склярова Татьяна Владимировна («Диалог социального воспитания и религиозной культуры в процессе духовно-нравственного развития школьников»); кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ИЕСЭН «НГПУ», научный руководитель Областного центра диагностики и консультирования, Чепель Татьяна Леонидовна («Психологическая служба в образовании: мечты, реальность и возможность самоопределения»); кандидат педагогических наук, PhD , директор Департамента образовательных программ, академический директор Аспирантской школы по образованию Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва) Сидоркин Александр Михайлович («Экономика отношений»); кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ИИГСО «НГПУ» Аникеева Нелли Петровна («Диалогическое взаимодействие в психолого-педагогическом пространстве»).
Необходимо отметить, что все выступления отличались не только содержательностью, но и полемической остротой, что вызвало заметный интерес слушателей и порождало активное обсуждение. Помимо работы секций Александр Михайлович Сидоркин, Нина Николаевна Михайлова, Семён Михайлович Юсфин провели мастер-классы, которые также позволили актуализировать отдельные вопросы педагогики и психологии: методология научного поиска в педагогических исследованиях; практика педагогической поддержки в работе с учащимися и др.
VII Сибирский педагогический семинар продемонстрировал высокий уровень интеллектуальных поисков московских и сибирских педагогов и психологов, позволил увидеть явные точки соприкосновения двух гуманитарных дисциплин и возможности продуктивного сотрудничества; выявил и некоторые противоречия в подходах, которые активно обсуждались. Все это дает основания думать, что прошедший семинар открывает новые возможности для специалистов в области воспитания.
По итогам семинара издан сборник материалов, в который вошли 27 публикаций, включая приглашенных коллег, преподавателей и аспирантов кафедры педагогики и психологии ИИГСО. В сборнике отражены все основные дискуссионные точки зрения и темы, которые прозвучали в ходе семинара.
В. П. Пивченко
кандидат педагогических наук, доцент,
Новосибирск