UDC: 
УДК 372.881.161.1+81'37
Matkhanova Irina Petrovna
Доктор филологических наук, Professor of the Department of Modern Russian language and its teaching methods, Novosibirsk state pedagogical university, matkhanova@mail.ru, Novosibirsk
Karpova Elena Valerianovna
Кандидат филологических наук, Associate Professor of the Department of Philology, Novosibirsk State Technical University, ev_karpova@mail.ru, Novosibirsk

Инновации в вузовском преподавании: функциональная грамматика на разных ступенях обучения филологов

Abstract: 
В статье поднимается проблема содержания обучения филологов как один из аспектов инновационных процессов в сфере высшего образования, аргументируется необходимость включения в учебные планы нового курса – функциональной грамматики, важной для современной лингвистической парадигмы. Обосновывается особая роль этого курса, служащего средством интеграции традиционных дисциплин и новой системности (языковой, речевой, текстовой). Предлагаются варианты изучения этой дисциплины как автономного курса на разных этапах обучения (бакалавриата, магистратуры, аспирантуры) и в качестве составной части традиционных грамматических курсов, приводятся возможные варианты заданий, служащих для формирования языковых, речевых и коммуникативных компетенций.
Keywords: 
функциональная грамматика, содержание учебных дисциплин, преемственность обучения на разных уровнях высшего образования, функциональный анализ высказывания и текста
References: 

1. Бондарко, А. В. Введение. Основания функциональной грамматики // Теория функциональной грамматики: Введение, аспектуальность, временная локализованность, таксис. – Л.: Наука, 1987. – С. 5–39.
2. Жукова А.Г., Романова А.Н. К вопросу о нормативной базе вузовской подготовки учителей русского языка и литературы // Сибирский педагогический журнал. – 2015. – №6. – С. 92 – 97.
3. Карпова Е.В. Способы реализации функционального подхода к единицам языка в преподавании морфологии студентам-журналистам // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: контаминация и конвергенция гуманитарной мысли: материалы XI Международной научно-практической конференции (Абакан, 23–24 ноября 2016 г.). – Абакан: Издательство ФГБОУ ВО Хакасского ун-та, 2016. - С. 238 – 240.
4. Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196947 (Дата обращения 16.04. 2017).
5. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Язык и наука 20 века. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. – С.144 – 238.
6. Парменова Т.В. Функциональный подход к изучению грамматики в школе (Об одном из путей модернизации) [Электронный ресурс]. URL: http://rus.1september.ru/article.php?id=200202408 (Дата обращения 16.04. 2017).
7. Федеральные государственные стандарты // СПС КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304 (Дата обращения 16.04. 2017).
8. Шубина Н.Л. О филологическом образовании в педагогическом вузе // Журнал Universum: Вестник Герценовского университета. – СПб., 2010 – №12 (86). – С.26 – 28.
9. Halliday M., Matthiessen Ch. An Introduction to Functional Grammar. 3rd ed. – Hodder Arnold, 2004. — 700 p. URL: http://www.uel.br/projetos/ppcat/pages/arquivos/RESOURCES/ 2004_HALLIDAY_MATTHIESSEN_An_Introduction_to_Functional_Grammar.pdf (Дата обращения 15.08. 2017).
10. Jakobson R. On linguistic Aspects of Translation // On Translation / R. A. Brower (ed.). –Cambridge, MA: Harvard University Press, 1959. P. 232-239.