Одиннадцатый выпуск монографического сборника научных трудов посвящен понятийно-терминологическим проблемам, обусловленным инновационными процессами в отечественном образовании, развитие которых выходит на качественно новый уровень.
Сегодня происходит изменение статуса образования в обществе. Образование перестает рассматриваться как ведомственная отрасль, обслуживающая интересы других ведомств и социальных практик. Из ведомственной отрасли образование превращается в сферу самостоятельной общественной практики – в сферу развития личности, региона, страны в целом. Из способа социализации отдельных индивидов образование преобразуется в механизм развития культуры, общества и человека. Развивающая функция образования становится определяющей: оно превращается в «генетическую матрицу» воспроизводства общества, выступает пространством личностного развития каждого человека.
В таком контексте должно быть принципиально переосмыслено само понятие «образование»; оно должно пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая фундаментальные основы бытия человека и форму становления человеческого в человеке. Мировоззренческое значение антропологических идей в образовании состоит в понимании человека как творческого, самосозидающего существа, в признании человеческой личности как самоценности, в рассмотрении образования как атрибута человеческого бытия, а не как служебной функции социально-производственных систем [1].
Тематика 11-го выпуска определяется необходимостью коллективного обсуждения и глубокого научного осмысления как самой категории «воспитание», так и множества связанных с ней понятий и явлений, с выявлением концептуально-теоретических и методологических оснований развития образования, которые позволят упорядочить процессы, обосновать стратегически значимые ориентиры структурных преобразований образовательной системы и деятельности разных коллективных и индивидуальных субъектов образования.
В монографии раскрыто содержание основных понятий, используемых в современных исследованиях психологии личности. Рассмотрено соотношение категорий. Обоснована необходимость использования категорий и понятий.
Все статьи посвящены проблеме формирования понятийного аппарата педагогической науки. Анализируется общий и универсальный диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному; рассматривается роль логико-гносеологических процедур и категории методологии в формировании категорий и понятий педагогики; обосновывается, что категории и понятия присущи понятийному аппарату как общетеоретических, так и отраслевых педагогических наук.
В монографии обобщены и усилены понятия традиционного конвенционализма в педагогике и образовании. Для этого сформулированы и обоснованы утверждения, что не только некоторые, но все суждения, которые принимаются и которые образуют методологию педагогики, не определяются однозначно данными опыта, но зависят от выбора понятийного аппарата, с помощью которого интерпретируются эти данные. При этом можно выбирать тот или иной понятийный аппарат, изменяя тем самым все представление об образовании.
Это означает, что в той мере, в какой ктолибо использует определенную понятийную структуру, заставляют его признавать определенные суждения. Однако, сами по себе эти данные не вынуждают к безоговорочному признанию этих суждений. Каждый вправе выбрать иной понятийный аппарат педагогики, на основании которого те же самые опытные данные не требуют признания этих суждений, ибо в новом понятийном аппарате эти суждения вообще не фигурируют.
Без особых претензий на точность, в этом и состоит основной тезис монографии. Позицию, определяемую этим тезисом, можно назвать «радикальным конвенционализмом» в педагогике. Возможно, кто-то найдет его сходство со взглядами французского философа Леруа, и не только с ними [3]. Выше шла речь о суждениях как о том, что может быть сформулировано в рамках понятийного аппарата. Однако, это относится не ко всем суждениям, но только к одному классу суждений, а именно к суждениям, которые мы назовем артикулированными. Значение этого выражения имеется в работе «Язык и значение». Там также определен термин «понятийный аппарат».
Напомним вкратце важнейшие понятия и полученные результаты, которыми здесь пользуемся. Так, различают три вида правил значения, а именно:
1) аксиоматические правила значения, определяющие значения предложений, отрицание которых, независимо от ситуации, в которой это отрицание происходит, указывает на искажение свойственного данному языку способа приписывания значений;
2) дедуктивные правила значения, определяющие значения таких пар предложений, что, признавая первое предложение, необходимо признать и второе, чтобы не исказить свойственный языку способ приписывания значений;
3) эмпирические правила значения, которые определенным опытным данным ставят в соответствие определенные предложения [2].
Полагаем, что это различие имел в виду Пуанкаре, когда говорил: «Когда некоторый закон получил достаточное опытное подтверждение, мы можем занять по отношению к нему одну из двух позиций: или подвергать его непрерывным проверкам и пересмотрам... или же возвысить его в ранг принципов, принимая при этом такие соглашения, чтобы предложение было несомненно истинным... Принцип, который с этих пор как бы кристаллизовался, уже не подчинен опытной проверке» [4].
Так получается в тех случаях, когда предложения, принятые как принципы, и предложения, диктуемые эмпирическими правилами значения, а также опытные данные приходят дедуктивным путем к противоречию. Желая избавиться от такого противоречия, мы должны оставить язык, в рамках которого возник конфликт, и перейти к другому языку.
По сути, именно образование сегодня может стать беспрецедентной практикой созидания человека в целостности его человеческих проявлений, в его свободе и достоинстве.
В монографии речь идет о постановке громадной, исторической задачи для образования в период десятилетия Детства 2017–2028 гг.: оно должно стать универсальной формой становления и развития базовых, родовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность, быть не только материалом и человеческим ресурсом социального производства, но стать подлинным субъектом культуры и исторического действия в Российской Федерации.
Для этого в одиннадцати выпусках «Понятийного аппарата педагогики и образования» идет обсуждение проблем и поиска новых смыслов и подходов к воспитанию, развитию его понятийного аппарата в новых социальных условиях. Рассматриваемая монография в общем основывается на выводах из более 40 исследований и предполагает тщательное знакомство с нею. В дальнейших выпусках также необходимо осуществить тотальное преображение всего существа образования на основе преображения его онтологических и мировоззренческих оснований, его целевых установок, принципиальной смены сложившегося на сей день научного уклада на основе уточнения понятийного аппарата науки педагогики.