UDC:
,
Предваряя реформы в образовании
Abstract:
29 ноября 2019 г. состоялась Международная научно-практическая конференция «Деятельностный подход в модернизации содержания образования», посвященная 80-летию Заслуженного учителя Кыргызской Республики, лауреата Государственной премии Кыргызской Республики, одного из авторов ряда оригинальных учебников по математике, профессора Нуржамал Ибраевой.
Инициаторами научной конференции стали коллеги и ученики видного в Кыргызстане педагога: декан педагогического факультета КГУ им. И. Арабаева Байсалов Джоомарт Усубакунович, президент Кыргызской академии образования Токтомаметов Алмазбек Даткабекович и др.
Перед началом конференции участники смогли обозреть выставку научных трудов и учебников математики для начальных классов Нуржамал Ибраевой, диссертации ее аспирантов: А. Д. Токтомаметова,
З. Мамбетовой, Г. Адиловой, А. А. Касымова.
На конференции приняли участие ученые, методисты, учителя и сотрудники издательств из всех регионов Кыргызской Республики, а также были представители из Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Турция.
С приветственными словами выступили зам. министра, начальник департамента науки Министерства образования и науки КР А. Баетов, первый проректор КГУ имени И. Арабаева Т. Абдрахманов, работавшая в одно время вместе с ученой Айтматова Роза Торекуловна (сестра Чингиза Айтматова), коллеги и родственники.
В пленарной части поднимались вопросы о роли математики в образовании, компетентности педагога, модели развития школы, познавательной деятельности.
С докладами выступили:
1) проф., д-р Байсалов Джоомарт Усубакунович, КГУ им. И. Арабаева. Роль математики в начальном образовании;
2) доц. Чеснокова Галина Сергеевна, Новосибирский педагогический университет», Новосибирск, Россия. Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов начального образования средствами конкурсного и олимпиадного движения;
3) проф., д-р ЙЫЛМАЗ Күршат, университет Күтахия Думлупынар, Турция, Кыргызско-Турецкий университет Манас. Явление в образовании Турции 2023: философия образования, основная политика, содержание-практика, модель развития школы;
4) канд. пед. наук Токтомаметов Алмазбек Даткабекович, Кыргызская академия образования. Познавательная деятельность и образовательная среда в документах ЮНЕСКО;
5) Доц. Касымов Адылбек Акматалиевич, Кыргызская академия образования. Компетентность как ожидаемый результат познавательной деятельности;
6) Капранчик Е. А. opiq.kz – платформа электронных учебников от издательства «Алтынкiтап баспасы».
Секционные заседания прошли очень интересно и с бурными обсуждениями. Тематика секций была обширная:
1) научно-практические предпосылки для модернизации образования;
2) проблемы подготовки компетентных педагогических кадров;
3) новые технологии в образовании;
4) проблемы развития ребенка и воспитания.
Участники секционных заседаний обсудили широкий круг теоретико-методологических вопросов деятельностного подхода в модернизации содержания образования. В представленных докладах нашли отражение вопросы научно-методического обеспечения системы образования по следующим направлениям:
– проблемы и перспективы начального школьного образования;
– научно-практические предпосылки для модернизации образования, новые стандарты и пути их реализации;
– проблемы подготовки учителей-методистов (педагогических кадров) и исследователей для начального образования;
– связь школьного образования с профессиональным образованием в подготовке педагогических кадров;
– отечественный и международный опыт по реализации и внедрению магистерских и Ph.D программ по педагогике;
– внедрение IT технологий в начальное образование и подготовку педагогических кадров.
Также на секционных была возможность познакомиться с практическим опытом развития деятельностного подхода на примере работы воспитателей дошкольных учреждений, педагогов общеобразовательных школ, преподавателей профессионального образования и других специалистов-практиков. Участники конференции на обобщающем этапе конференции также согласовали общую практико-ориентированную позицию в понимании основных направлений практической реализации задач развития и совершенствования системы образования в условиях внедрения Государственного образовательного стандарта среднего общего образования Кыргызской Республики и в целом модернизации содержания образования в дальнейшем.
В резолюции конференции были представлены следующие рекомендации по дальнейшему развитию системы образования в КР.
Органам управления образования и методическим службам
1. Обеспечить координацию всех социальных институтов по вопросам преемственности программ дошкольного и среднего общего образования.
2. Активизировать деятельность по внедрению и распространению результативного педагогического опыта по деятельностному и компетентностному подходам в процессе модернизации системы образования.
3. Разработать план мероприятий по подготовке учителей и учащихся к участию в международном исследовании PISA (обучение авторов УМК, учителей-практиков, разработка методических пособий и рекомендаций и т. д.)
4. Использовать опыт opiq.kz – платформа электронных учебников от издательства «Алтынкiтап баспасы» для совершенствования книгоиздания в стране.
Организациям профессионального образования
1. При подготовке специалистов для системы образования особое внимание уделять овладению новыми технологиями по освоению обучающимися основной образовательной программы в соответствии с госстандартом среднего общего образования КР.
2. При подготовке педагогов для системы образования обеспечить готовность к внедрению разнообразных форм сотрудничества с родителями, местным сообществом.
3. На базе КАО организовать экспериментальные площадки по внедрению деятельностного и компетентностоного подходов в контексте нового госстандарта.
Руководителям образовательных организаций
1. Внедрять инновационные технологии и модели управления образовательной деятельностью в практику образования, соответствующие современной социокультурной ситуации в условиях реализации модернизации образования в КР.
2. Совершенствовать условия реализации основных образовательных программ для осуществления инклюзивного образования и построения индивидуальных траекторий развития каждого ребенка.
3. Совершенствовать систему взаимодействия педагогов с участниками образовательных отношений и социальными партнерами по оказанию комплексной психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста и школьного возрастов в условиях реализации госстандарта.
Педагогам
1. Развивать предметно-пространственную среду на принципах учета развития личности, ее субъективной позиции, самостоятельности, инициативности.
2. Осваивать технологии, способствующие повышению активной позиции родителей как непосредственных участников образовательных отношений.
3. На основе исследований выстроить национальные особенности в рамках образовательных программ.
4. Вести воспитательную работу с целью предотвращения насилия в школе среди подростков.
И, конечно же, в конце хочется сказать несколько слов о самой Нуржамал Ибраевне, памяти которой была посвящена научно-практическая конференция. В воспоминаниях ученых о ней слышались теплые слова как о компетентном ученом, о справедливом человеке и вообще высокопорядочной личности, готовой оказать помощь всем. О Нуржамал Ибраевой многие вспоминали, что она в 1962 г. с отличием окончила Женский педагогический институт имени В. В. Маяковского (ныне КГУ имени И. Арабаева), работала в этом же институте преподавателем, учителем школы, и много лет своей жизни, т. е. в 1972–2003-е гг.,
трудилась в Кыргызской академии образования (в эти годы она называлась «Кыргызский научно-исследовательский институт», «Кыргызский институт образования»), с 2003 г. и до конца жизни работала заведующей, профессором кафедры Математики и технологии обучения института Педагогики и психологии КГУ имени И. Арабаева.
Нуржамал Ибраева в 1984 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Формирование опыта учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов» в российском городе Челябинске. В целях реализации на практике научной работы Нуржамал Ибраева уже во время Советского Союза в соавторстве
с Исаком Бекбоевым начала разрабатывать рукописи оригинальных учебников математики для кыргызских начальных классов (1–4-е классы), которые прошли экспертизу в Московской академии педагогических наук и получили положительную оценку. Опубликование во время Советского Союза в одной республике оригинальных учебников по математике было резонансным событием. Затем она в соавторстве написала учебник математики для 5-го класса, учебник алгебры для 7-го класса.
В результате труд Нуржамал Ибраевой был оценен, в 1995 г. она была удостоена звания Заслуженный учитель Кыргызской Республики; в 2002 г. награждена Государственной премией Кыргызской Республики (вместе с И. Бекбоевым, А. Борубаевым); в 1997 г. стала членом-корреспондентом Московской академии педагогических и социальных наук.
Во время ее заведования отделом дошкольного и начального образования Кыргызской академии образования (КАО) под общим руководством Нуржамал Ибраевны обоснованы предметы «Литературное чтение», «Родиноведение» для начальных классов, опубликованы учебники нового поколения, внесен огромный вклад в разработку учебника математики для 4-го класса.
Нуржамал Ибраева подготовила много кандидатов наук, долгие годы выполняла обязанности ученого секретаря диссертационного совета в КАО, внесла весомый вклад в повышение потенциала научных кадров.
Выступавшие отметили также многосторонность ее увлечений. Она добилась успехов и в спорте, стала мастером спорта по фехтованию и защищала честь страны на всесоюзных соревнованиях.
В завершении конференции выступила дочь Нуржамал Ибраевой, Джунушева Бакыт, которая поблагодарила коллег и учеников мамы за оказанную честь и проведение такого широкомасштабного мероприятия.
Keywords:
,
References:
,