UDC: 
.
Zverkova Anna Yurevna
Кандидат педагогических наук, Theory and Procedure of Pre-school Formation, Novosibirsk state pedagogical university, fppdzverkova@mail.ru, Novosibirsk
Omelchenko Elizaveta Aleksandrovna
Кандидат педагогических наук, Sci. (Pedag.), Prof. of the Theory and Methodology of Preschool Education, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk State Pedagogical University, eliam@mail.ru, Novosibirsk
Kuz Natalia Alexandrovna
Кандидат педагогических наук, Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of preschool education theory and methods’ Department, Novosibirsk State Pedagogical University, kuz1977@rambler.ru, Novosibirsk

Развивающее оценивание качества дошкольного образования: актуальные тенденции

Abstract: 
В Новосибирском государственном педагогическом университете 17–18 февраля 2022 г. состоялась IX Международная научно-практическая конференция «Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства». Кафедра теории и методики дошкольного образования института детства ФГБОУ ВО «НГПУ» провела экспертную сессию «Развивающее оценивание качества дошкольного образования в части достижения результатов освоения ООП ДО в виде целевых ориентиров требованиям ФГОС ДО и ПООП ДО». В экспертной сессии приняли участие педагоги из 50 дошкольных образовательных организаций города Новосибирска, 139 участников-подключений. Формат проведения – дистанционный. Проблема качества дошкольного образования во всем многообразии проблем не первый год волнует педагогов дошкольного образования. Современная дошкольная образовательная организация (ДОО) вовлечена в процессы внутренней оценки качества деятельности, постоянно проводит экспертизу качества образовательной среды групп, общих помещений и территории, осуществляет мониторинг деятельности педагогов на основе их самооценки работы над темой самообразования и др. В процесс оценки качества дошкольного образования активно вовлекаются родительское сообщество, общественные организации, которые проводят внешнюю независимую экспертизу. Вместе с тем последние пять лет активной цифровизации изменили подход муниципалитета и государства к экспертной оценке качества образования. Систематизация работы сайтов ДОО позволяет оценить некоторые данные по качеству образования удаленно, снижая нагрузку на педагогов дошкольного образования в виде представления бумажной отчетности. Продумывая экспертную сессию, коллектив кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства НГПУ обсуждал с практиками и представителями отдела дошкольного образования Управления образовательной политики и обеспечения образовательного процесса мэрии города Новосибирска проблемы современного этапа развития качества образования. Наталья Александровна Кузь, канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования задала парадигму экспертной сессии. Обобщено применение понятия «целевые ориентиры» в отношении к качеству дошкольного образования, если рассматривается основная часть программы ДО или часть, формируемая участниками образовательных отношений, или дополнительное дошкольное образование. Был проведен обзор существующей в настоящий момент нормативно-правовой базы, регулирующей и определяющей необходимость оценки качества дошкольного образования. Содержание выступления ориентировало на значимость внимания именно к развивающему потенциалу оценки качества дошкольного образования, а не только к констатации имеющихся достоинств или сложностей в деятельности ДОО. Ульяна Михайловна Дмитриева, канд. филол. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, начальник учебно-методического управления НГПУ раскрыла вопрос «Современные тенденции в оценке качества образования». Обобщены общемировые тенденции оценки качества образования на любом его уровне. На основании этого сделан вывод о современной парадигме оценки качества образования, месте внешних форм оценивания в виде всероссийских проверочных работ, основного государственного экзамена, единого государственного экзамена. Обращено внимание на необходимость использования других вариантов оценивания качества дошкольного образования в силу отсутствия в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООП ДО). Елизавета Александровна Омельченко, канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования выступила с темой «Отечественные и зарубежные подходы к оценке качества дошкольного образования». Проведен ретроспективный анализ трансформации понятия «качество образования», подходов к его оценке. Представлены варианты порядковых, номинативных, интервальных шкал оценивания качества дошкольного образования. Сделан акцент на интегральных критериях оценки и процессе управления качеством дошкольного образования. Подчеркнуто, что современными видами оценки качества дошкольного образования являются внутренняя (ВСОКО) и внешняя. Интерес представляли направления дизайна системы управления качеством дошкольного образования в регионах Российской Федерации и за рубежом. Приведены примеры деятельности ДОО в г. Новосибирске и других городах России, показывающие, что использование шкал ECERS для оценивания качества предметно-пространственной среды группы позволяет не только сделать вывод о степени ее соответствия требованиям ФГОС ДО, но и увидеть «точки роста» – те аспекты предметно-пространственной среды, которые нуждаются в улучшении, совершенствовании. Понимая это, педагоги и руководители ДОО получают возможность принять решение о целенаправленном, планомерном движении в этом направлении и предпринять соответствующие действия. Результатом этого становится очевидное повышение уровня качества оцениваемых параметров. Именно в этом смысле целесообразно размышление о развивающем оценивании качества дошкольного образования. Это позволяет заключить, что первой актуальной тенденцией развивающего оценивания качества дошкольного образования является развитие предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Анна Юрьевна Зверкова, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования представила тему «Пропедевтика естественно-научной функциональной грамотности у детей дошкольного возраста в процессе освоения ООП ДО». В выступлении проведен обзор требований работодателей к новым моделям и результатам образования с учетом hard-, soft-, self-skills, проанализировано развитие различных видов функциональной грамотности с учетом приоритетов десятилетия детства. Подробно были изложены сведения о естественно-научной грамотности, т. к. естественно-научные знания необходимы личности для ответственного личностного, социального и глобального поведения. Приведены примеры приемов пропедевтики формирования естественно-научной грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Обобщены эффективные педагогические технологии, которые может применять педагог дошкольного образования, формируя так называемые компетенции 4К (креативность, коммуникативность, кооперацию и критическое мышление) у детей дошкольного возраста. Проанализированы возможности формирования естественно-научной функциональной грамотности в разных видах детской деятельности и каждой образовательной области ООП ДО (на примерах «От рождения до школы» и «Детство»). Сделан акцент на потенциале игровой деятельности в пропедевтике естественно-научной функциональной грамотности в дошкольном образовании, уделено внимание интегрированным занятиям, опытам, экспериментам, использованию экологических троп и краеведческих групповых проектов. Елена Билусовна Кузнецова, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования раскрыла ключевые вопросы темы «Мониторинг усвоения образовательных областей (познавательное и речевое развитие) детьми дошкольного возраста как составная часть оценивания качества дошкольного образования». Значимым было осмысление педагогических средств проведения этого мониторинга. Вызвал интерес тезис о включении мониторинга усвоения образовательных областей в состав критериев качества дошкольного образования с целью обеспечения его развивающего потенциала. Это позволит педагогам отслеживать результативность своей профессиональной деятельности, обращать внимание на то, что в ней стоит усилить, развить, усовершенствовать. Из сказанного сделан вывод еще об одной актуальной тенденции – оценивание качества ДО становится источником профессионального развития педагога ДОО. В целом, обеспечение реализации обозначенных тенденций ведет к еще одной – возрастание значимости управления качеством ДО в деятельности руководителей ДОО. Предложения в итоговую резолюцию конференции содержали значимые аспекты проведенной экспертизы проблемы. Коллеги сошлись во мнении, что необходимо продолжить обсуждение нормативно-правовой базы качества дошкольного образования. Требуют теоретического уточнения аспекты понятия «развивающее оценивание качества дошкольного образования». Обобщались критерии, показатели, индикаторы качества дошкольного образования применительно к потребностям города Новосибирск, востребованные муниципалитетом. Проведено разделение подходов к измерению качества образования в основной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений. Намечены перспективы применения в дошкольном образовании понятия «пропедевтика функциональной грамотности», выделены контексты оценивания качества профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования в области формирования опыта разрешения конфликтных ситуаций, лидерства и детской инициативы, слушания и понимания собеседника, работы в команде и выстраивания продуктивных отношений в референтной группе или во временном коллективе. Продуктивность конференции в целом и экспертной сессии в частности обусловлена позитивным откликом практиков дошкольного образования, методистов и руководителей ДОО.
Keywords: 
.
References: 

.