UDC: 
.
Odinokova Natalya Aleksandrovna
Assist. Prof. of the Department of Speech Therapy and Children’s Speech, Institute of Childhood, Federal State Budgetary Educational Institution, Novosibirsk State Pedagogical University, .odinokova2008@mail.ru, Novosibirsk
Chesnokova Galina Sergeevna
Кандидат педагогических наук, Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof., Novosibirsk State Pedagogical University, gala18@ngs.ru, Novosibirsk

Организация коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

Abstract: 
Сегодня детям с ограничениями по здоровью не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получать образование вместе со своими сверстниками в массовой общеобразовательной школе. В этом случае детям с особыми образовательными потребностями оказывается необходимая специальная поддержка для лучшей адаптации к жизни. В связи с этим ко всем педагогам предъявляются более высокие требования. Главное, что должен понять каждый выпускник педагогического вуза, что особенные дети нуждаются в создании специальных условий и пошаговом сопровождении и он выступает как координатор в сотрудничестве всех участников образовательного процесса. Следовательно, в настоящее время актуально освоение необходимых эффективных форм и методов взаимодействия с детьми с ОВЗ, владение знаниями и навыками специальных технологий сопровождения, разработки траектории индивидуальных маршрутов для детей с нарушениями развития. Важно также не забывать о сотрудничестве с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья. Постоянное пополнение и обновление знаний становится важной стороной профессиональной деятельности любого специалиста. Знать основные закономерности психического развития детей при различных нарушениях, уметь определять, соответствует ли развитие ребенка нормальным показателям, определять вид нарушения индивидуального развития организма в каждом конкретном случае. Общая эрудированность, диагностические способности, познавательный интерес, аналитические, эмпатические способности и педагогическая интуиция обеспечат уверенность и самостоятельность при решении профессиональных задач в педагогической деятельности, сделают ее эффективной и качественной. Руководитель секции: Одинокова Наталья Александровна, доцент кафедры логопедии и детской речи Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ». Секретарь секции: Шапошникова Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ». Спикерами и участниками митапа стали: преподаватели, магистранты и бакалавры Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ»; Института инклюзивного образования УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (Минск, Беларусь); ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (Омск); ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (Санкт-Петербург); специалисты МАДОУ «Детский сад „Колосок“» (р. п. Краснообск, Новосибирский район); руководители, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, воспитатели специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных учреждений, специалисты организаций культуры и медицинского офтальмологического центра. Открыла заседание руководитель секции Одинокова Наталья Александровна, доцент кафедры логопедии и детской речи Института детства НГПУ. Она сообщила, что на секции присутствует более 60 человек. Выступающих заявлено, согласно программе секции, 17 человек в тринадцати выступлениях. Спикер приветствовала всех участников, заострила внимание, что секция проходит с международным участием представителя из Республики Беларусь города Минска, также гостей из других российских городов: Санкт-Петербурга, Омска. Отметила, что приятно видеть специалистов МАДОУ «Детский сад „Колосок“» (р. п. Краснообск, Новосибирский район), наших давних партнеров, которые ежегодно делятся своими наработками и опытом. Высказала мнение, что выступление представителя медицинского учреждения – Центра профилактики и лечения близорукости «Глазка» для педагогических работников образовательных учреждений сегодня как никогда востребовано и актуально, также, как и услышать о направлениях деятельности учреждений культуры с детьми с нарушениями здоровья, в которых много лет участвуют студенты Института детства благодаря проектам и их реализации. Сообщила, что одно из выступлений будет представлено с элементами мастер-класса по достаточно важному вопросу для сегодняшней ситуации – включению в работу с детьми с ОВЗ дистанционных технологий, чем настроила всех участников на выполнение обучающих заданий. Секция проходила в форме профессионально-практического митапа. Митап – встреча, прежде всего, друзей, специалистов, единомышленников для обсуждения актуальных вопросов, обмена знаниями, идеями, опытом, поиск решения проблем. Самое важное в митапе – это тема для обсуждения, в нашем случае – организация коррекционной помощи детям с различными ограничениями здоровья, которые нуждаются в создании особых условий для успешного освоения программы обучения и воспитания. Площадка работала в режиме «свободного микрофона», где каждый присутствующий мог поделиться своим мнением и опытом по обсуждаемой теме, задать вопрос выступающему и аудитории. Необходимо отметить, что встреча обеспечила совместную деятельность участников и обсуждение на секции проблем и вопросов, связанных с детьми с различными нарушениями зрения, слуха, речи. Также были затронуты вопросы разных возрастных категорий: начиная от раннего возраста, дошкольного, школьного, а также молодежи. В своем выступлении Чернышевич Лариса Александровна, сурдопедагог ГУ «Республиканского научно-практического центра отоларингологии», соискатель кафедры коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» (Минск, Беларусь) поблагодарила за приглашение, подтвердила актуальность тем, обсуждаемых на секции, подробно рассказала о развитии словаря у детей раннего возраста с нарушением слуха. Ни один из участников не смог остаться равнодушным к данным, представленным Ларшиным Александром Сергеевичем, директором по развитию, руководителем социальных проектов Центра профилактики и лечения близорукости «Глазка», о влиянии нарушений зрения на качество образовательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста, что послужило основанием для рекомендации к публикации данных в статье. Участниками отмечено не только интересное, но и полезное, практико-ориентированное выступление Тычининой Лилии Леонидовны, учителя-логопеда высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 113» по теме «Возможности использования дидактических игр в работе учителя-логопеда по формированию функционального базиса навыков чтения и письма». Лилия Леонидовна является руководителем практики от образовательного учреждения, где уже много лет проходят педагогическую практику студенты кафедры, получая опыт коррекционно-логопедической работы с детьми с нарушениями речи. Также очень важный вопрос и востребованный опыт коррекционной работы со слепым ребенком в условиях ДОУ в группе компенсирующей направленности был освещен авторским коллективом МАДОУ д/с комбинированного вида «Колосок» (р. п. Краснообск, Новосибирского района): Богомоловой Ольгой Геннадьевной, старшим воспитателем высшей квалификационной категории, Чурсиной Анной Юрьевной, учителем-логопедом первой квалификационной категории, Новак Илоной Александровной, педагогом-психологом. Самое главное, что позволило сделать это выступление ярким и показательным – это приглашение мамы незрячего ребенка на секцию с выступлением о тех изменениях, которые она наблюдает в поведении, о заметной положительной динамике. Был показан видеоролик о занятиях с воспитанником по ориентировке в пространстве, о формировании социально-бытовых навыков, методах и приемах работы с воспитанником с глубоким нарушением зрительного анализатора. Передеро Елена Юрьевна, учитель-логопед МКОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 39», в своем выступлении «Технология логопедического сопровождения обучающихся начальных классов с ОВЗ (на примере детей с нарушением зрения)» продолжила обсуждение проблемы, связанной с детьми со зрительной патологией. В своем выступлении Заева Дарья Олеговна, ведущий библиотекарь МКУК «Централизованная библиотечная система им. Б. П. Бажова Ленинского района», филиал «Библиотека им. М. М. Калинина», отразила востребованность просветительской и адресной социокультурной деятельности библиотек, взглядов и практики на инвалидность организаций культуры, рассказала об инклюзивном театре кукол «ВсеЗдесь», который организован на базе библиотеки после победы в конкурсе проектов. Гости из Санкт-Петербурга Эмануэль Татьяна Сергеевна, канд. пед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Российского государственного педагогического университет им. А. И. Герцена» и Забродина Юлия Владиславовна, воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 79» (Санкт-Петербург) сделали сообщение по теме «Внутриорганизационное повышение квалификации педагогов как инструмент формирования готовности воспитателей ДОУ к ведению комплексной здоровьесозидающей работы в условиях современного детского сада». Большой интерес и профессиональный отклик в последние годы находят в коррекционно-педагогической деятельности здоровьесозидающие и здоровьесберегающие технологии. Концепции современного дошкольного и школьного образования предусматривают сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их эмоционального благополучия, а также активное формирование здорового образа жизни. Доказано, что мозг, как и тело, тоже можно тренировать. Есть много способов развития мозга с помощью специальных упражнений, причем тренировать его рекомендуется прямо с детского возраста, постепенно усложняя тренировки, добавляя более специфичные и интересные движения. Укреплению межполушарных связей уделяется большое внимание в нейропсихологической коррекции на современном этапе. По этому актуальному направлению выступили воспитатели высшей квалификационной категории группы компенсирующей направленности «Ромашка» МКДОУ «Детский сад № 348» Войшева Нонна Рафгатовна и Андреева Екатерина Валентиновна, познакомив участников секции с авторским опытом использования методов нейрогимнастики в коррекционной работе с детьми ОВЗ. Их сообщение включало презентацию с видеофрагментами игровой деятельности с детьми, с использованием пространства группы, различной наглядности, методов и приемов сотрудничества. Выступающие отметили, что регулярное выполнение комплекса упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта, улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья, социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает познавательную активность и интерес, помогает корректировать недостатки развития дошкольников с ОВЗ. Вартапетова Галина Михайловна, канд. пед. наук, доц. кафедры логопедии и детской речи Института детства НГПУ, продолжила эту тему, расширив ее в своем сообщении «Особенности речевых нарушений в структуре основных нейропсихологических синдромов отклоняющегося развития». Было заслушано выступление коллеги из Омского государственного педагогического университета – Четвериковой Татьяны Юрьевны, заведующей кафедрой дефектологического образования по проектированию содержания образования обучающихся с нарушениями слуха о выборе варианта адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с нарушениями слуха. Наталья Александровна Одинокова затронула вопрос об эргономичности использования компьютерных презентаций в работе с обучающимися и воспитанниками. Особое внимание она обратила на требования к оформлению, остановилась на типичных, часто допускаемых ошибках. Выступление Утемовой Елены Андреевны, учителя-дефектолога МБОУ «Лицей № 113» содержало не только теоретический аспект использования в работе с детьми с ОВЗ форм дистанционных занятий Web-квеста, но и проведение мастер-класса. Елена Андреевна подготовила всем необходимые материалы для использования: памятку-инструкцию, рекомендации, иллюстрации, картинки, заготовки. Подробно показала последовательность работы. Ее выступление дополнила Шапошникова Ольга Александровна, которая подтвердила интерес к этому виду деятельности у студентов, опробовав на своих практических занятиях. Итоговое выступление было Ковригиной Ларисы Валентиновны, канд. пед. наук, зав. кафедрой логопедии и детской речи Института детства НГПУ «К проблеме подготовки дефектологов для реализации модели инклюзивного образования в современных условиях». На протяжении всего времени работы секции выступающим задавались вопросы, активно обсуждалось решение многих актуальных проблем. Было отмечено, что выступления были по различной тематике. В то же время «красной нитью» содержательной части в процессе обсуждений была тема взаимных интересов сотрудничества и совместной деятельности. Выступающие обращали внимание на многолетнее тесное партнерство с Институтом детства, с кафедрой логопедии и детской речи, связывали достижения своих учреждений с профессиональной подготовкой наших выпускников, которые в настоящее время работают в организациях. Нас связывают совместные проекты, семинары-практикумы, мастер-классы, консультации, выступления, тренинги на площадках базовых образовательных организаций. Как и в прошлом году, при подготовке к работе секции на протяжении нескольких дней шли «репетиции» к подключению к ТИМС, демонстрации презентаций и видеороликов. Заблаговременно была отправлена программа секции, чтобы выступающие могли организовать и согласовать свое рабочее время. Благодарим всех участников секции, особенно выступающих, за ответственный подход при подготовке к своим выступлениям. Отметим также проведение в рамках научно-практической конференции мастер-классов, которые привлекли внимание педагогов, будущих специалистов из групп переподготовки, а также студентов: – Васильевой Елены Борисовны, учителя-логопеда высшей квалификационной категории детского сада № 401 «Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушением зрения»; – Чесноковой Галины Сергеевны, канд. пед. наук, доц. кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства НГПУ и Абрамовой Виктории Вячеславовны, специалиста по учебно-методической работе Института детства НГПУ «Формирование профессиональных характеристик личности будущего педагога дошкольного образования».
Keywords: 
..
References: 

.