ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Дата публикации: 
8 Sep 2016

С днём рождения, уважаемый Анатолий Викторович!

Анатолий Викторович Мудрик - член-корреспондента РАО, доктор педагогических наук, профессор  МПГУ  отмечает юбилей. Более 60 диссертаций, защищенных под его научным руководством и консультированием.  А еще – более 200 публикаций, более 7000 цитирований и индекс Хирша – 25 – это, как принято нынче говорить, «наукометрические показатели» деятельности Анатолия Викторовича, члена редакционного совета нашего журнала. Однако научные и творческие достижения человека, который всю свою жизнь не изменил изначальному призванию педагога, вряд ли могут быть измерены только этими скупыми фактами. Одним из главных и бесспорных выражений его таланта остается созданная им научная школа. В ее составе: 15 докторов и 59 кандидатов наук, научные интересы которых охватывают наиболее важные направления в сфере теории воспитания, социализации. Рассматриваемое научное направление сформировалось на базе исследований различных социально-педагогических и социально-психологических аспектов воспитания учащихся, которые велись А. В. Мудриком и его аспирантами в НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР, в лаборатории, которой руководила д.п.н., академик АПН СССР Людмила Ивановна Новикова. А до этого была учеба в Московском пединституте, работа во Всероссийском лагере «Орленок» (вожатым, заведующим методическим кабинетом), в экспериментальной школе продлен­ного дня в микрорайоне в Москве (учитель исто­рии и организатор внеклассной работы), служба в рядах советской армии. Работа в школах Мос­квы, Ленинграда, Костромского лагеря старшеклассников «Товарищ» стала основой для теоретических, эмпи­рических и опытно-экспериментальных исследо­ваний личности и общения, социализации и со­циального воспитания и впоследствие. Результаты этой работы нашли свое отражение в книгах «О воспитании старшеклассников» (1976, 1982), «Современный старшеклассник: проблемы самоопределения» (1977), «Личность школьника и ее воспитание в коллективе» (1983), «Общение как фактор воспитания школьников» (1984), а также – в кандидатской (1970) и докторской (1981) диссертациях А.В. Мудрика; а также – в исследованиях И. Захаровой, М. Смаиловой, В. Полукарова, В. Ижицкого, выполненных под его руководством. Полученные результаты стали основанием для формулирования проблемы «Социализация и воспитание» к середине 1980-х гг., концептуальное отражение которой было представлено в работе «Социализация и смутное время» (1991), а потом нашли развернутое отражение в книгах и учебниках «Введение в социальную педагогику» (1994), «Введение в социальную педагогику» (1997, 2009), «Социальная педагогика» (1999, 2001, 2003, 2004, 2005, 2007, 2009, 2013), «Социализация человека» (2004, 2007, 2011).

В этих книгах, учебниках и учебных пособиях дано развернутое представление о проблеме социализации и воспитания, которое основывается на выполненных в период 1986-2016 годы кандидатских исследованиях: О. Альшиной, Л. Архаровой, В. Баранова, Г. Бобылева, В. Голушко, Д. Грибкова, Б. Гудзенко, Р. Данилова Л. Завалишиной, Л. Зорилло, Ю. Канищева, О. Киселевой, Е. Клепиковой, Н. Косовой, Ю. Кривова, Д. Лифинцева, А. Максакова, Г. Минигалеевой, С. Минюковой, А. Михальского, М. Никитского, Е. Никитской, А. Поляковой, Н. Патутиной, Л. Разуваевой, С. Разуваева, Е. Родченковой, А. Романенчук, Н. Романюты, А. Сергеева, Г. Симоновой, Т. Скляровой, В. Спириной, Т. Сурниной, М. Сутзи, Е. Сухаревой, Т. Щелиной, Н. Щиголевой и др. В этот же период были подготовлены и защищены докторские диссертации Л. Ведерниковой, О. Киселевой, Ю. Кривовым, Б. Куприяновым, Д. Лифинцевым, В. Петрищевым, В. Полукаровым, Т. Просветовой, Т. Ромм А. Серых, Т. Скляровой, Л. Столярчук, Т. Щелиной, В. Янгировой, О. Янушкявичене.

А.В. Мудрик внес весомый вклад в процесс организации непрерывного образования не толь­ко учителей, но и преподавателей высшей и сред­ней школы. С 1972 года он вел занятия в Институ­те повышения квалификации преподавателей пе­дагогики и психологии университетов и институтов страны. Им разработаны и апроби­рованы оригинальные программы по целому ряду курсов и спецкурсов: «Социальная педаго­гика», «Общая методика воспитания», «Мето­дика воспитательной работы в средней школе», «Педагогика и психология развития личности», «Общение как фактор воспитания», «Социаль­ное формирование и воспитание личности». Все они рекомендованы для педагогических инсти­тутов. А с 1990 г. А.В. Мудрик – преподает на факультете педагогики и психологии МПГУ.

Продолжая активную и очень продуктивнвую научную деятельность, Анатолий Викторович редактирует целые серии научных изданий, является членом редакционной коллегии «Российской педагогической энциклопедии», успешно готовит кадры педагогов-исследовате­лей. В течение многих он был ученым секретарем научно­го совета «Психолого-педагогические пробле­мы коллектива и личности» при президиуме АПН СССР. входил в ряд науч­ных советов при РАО и Министерстве образо­вания РФ, принимал участие в экспертной деятельности ВАК РФ, РГНФ.

Анатолий Викторович Мудрик широко извес­тен психолого-педагогической обще­ственности. Его книги, статьи с интересом читаются и учи­телями-практиками, и научными работниками, и аспирантами, и докторантами, и студентами, и школьниками не только на русском, но и на языках бывших советских республик (киргизс­ком, молдавском, латышском, литовском, эс­тонском), а также на европейских языках (анг­лийском, испанском, немецком, португальском). Он - признанный авторитет в социальной педа­гогике, теории и методике воспитания. Об этом свидетельствуют и многократные переиздания его монографий и учебников, и Премия прави­тельства Российской Федерации в области об­разования.

Уникальность научного творчества А.В. Мудрика в его многогранности. Будучи крупным и нестандартным исследователем он не только сам публикует неповторимые тексты, воспитал плеяду учеников учеников, но он также обладает мало кому присущим и потому очень ценным умением педагогической проблематизации научной и социальной реальности. Его творческий дар – это не только уметь «заглянуть за горизонт», но и увидеть серьезную педагогическую проблему там и в том, где и в чем до него, все и всеми воспринималось обыденно и рутинно. Благодаря недюжинной научной эрудиции, свежести и остроте научного предвидения и невероятному парадигмальному чутью А.В. Мудрика в контекст российской педагогической теории и практики вошли его положения по теории общения, социализации, субкультуры, социального воспитания, социально-педагогической виктимологии идеи диссоциального воспитания.

Феномен А.В. Мудрика обладает способностью «планетарного притяжения», объединяющего и создающего системное пространство явных и неявных взаимодействий, общения, диалога, в котором сосуществуют разные люди: ученики и коллеги, соавторы и адепты-почитатели, научные оппоненты и «доброжелательные» критики. И здесь всегда доминирует личностный аспект Анатолия Викторовича, для которого любой собеседник независимо от его статуса и роли, прежде всего – партнер по диалогу.

Редакция «Сибирского педагогического журнала» от всей души поздравляет Анатолия Викторовича с Днем рождения! Желаем Вам крепкого здоровья, дальнейших планов и их свершений.