РЕКТОРУ НГПУ – 50 лет (№3-2015)

Дата публикации: 
9 Jul 2015

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...
Д. И. Менделеев

Стремительно, совсем как колесо под гору, катится, летит время. Кажется, что совсем незаметно пролетело 30 лет, как молодой, но уже очень зрелый юноша переступил порог Новосибирского государственного педагогического института, подав документы на естественно-географический факультет (отделение «Биология – химия»). А за его плечами уже был небольшой опыт работы учителем географии и биологии в восьмилетней Мокрушинской школе Тогучинского района Новосибирской области (1982–1983 гг.) и служба в рядах Советской Армии (с 1983 по 1985 гг.).

         Моя первая встреча со студентом 2 курса Алексеем Герасёвым состоялась в1986 г., когда мы искали на кафедру анатомии и физиологии человека и животных лаборанта «с головой и руками», который разбирался бы в электротехническом оборудовании и мог самостоятельно делать его небольшой ремонт. Это было особенно актуально, поскольку коллектив кафедры практически полностью состоял из женщин. После моего избрания заведующим этой кафедры в1987 г., я начал работу по подбору молодых перспективных ребят, которые должны были составить мужской «остов» кафедры. (Психологи считают, что наиболее работоспособный коллектив состоит из 40 % мужчин и 60 % женщин. Этот тезис и лег в основу моих поисков сотрудников мужского пола).

         В1990 г. завершался цикл обучения у А. Герасёва, который получил квалификацию «учитель биологии и химии». Он встал перед дилеммой: или ехать в село директором школы с предоставлением жилья и ясной перспективой, или оставаться на кафедре в должности стажера-преподавателя без реальных шансов получить квартиру, но с возможностью заниматься научной работой, совмещая ее с преподаванием. К тому времени он уже был женат, имел 2-х детей, и проживали они в студенческом общежитии, благодаря тому, что Алексей подрабатывал электриком в хозчасти вуза. Около недели продолжались его колебания: утром, придя на кафедру, он твердо заявлял, что поедет работать в школу, а вечером, уходя с работы, соглашался с моим предложением остаться стажером кафедры.

         Наконец, решение принято и А. Д. Герасёв зачислен в штат кафедры анатомии и физиологии человека и животных стажером-преподавателем. Он упорно начинает осваивать курс физиологии человека и животных, ходит на все лекции, практические занятия и параллельно преподает, участвует в научной работе, выполнении хоздоговорных тем, наладке оборудования, и в 1991 г. его переводят на должность ассистента кафедры. В1992 г. он поступает в аспирантуру по специальности «Физиология человека и животных», и я поручаю ему разработку научной темы «Роль нервных и гормональных механизмов в регуляции гомеостаза калия», которая продолжает и развивает мое диссертационное исследование. Следует сказать, что эти годы были связаны с продолжительными и частыми моими зарубежными командировками в Швецию (Каролинский институт, Стокгольм), и поэтому успешное выполнение работы в большой степени зависело от инициативы, активности, самостоятельности и целеустремленности самого аспиранта. В1994 г. я пригласил его на стажировку в лабораторию педиатрии Каролинского института, где мы плодотворно поработали и завершили подготовку его кандидатской диссертации к защите. В январе1995 г. он на первом заседании нового диссертационного совета, открытого при НГПУ, единогласно защищает кандидатскую диссертацию. С этого времени А. Д. Герасёв начинает совмещать научно-преподавательскую работу с административно-управленческой деятельностью.

В марте 1995 года А.Д. Герасёв был назначен заместителем декана естественно-географического факультета по заочному обучению, а уже с ноября 1995 года избирается деканом. В этой должности он успешно проработал до2004 г., затем после реорганизации факультета в Институт естественных и социально-экономических наук становится директором вплоть до 2007 г., когда его назначили на должность первого проректора Новосибирского государственного педагогического университета.

В1998 г. он прошел 3-х месячную стажировку при кафедре педиатрии Каролинского института, где выполнил научное исследование «Regulation of K+ transport in the rat distal colon via angiotensin II subtype receptors and K+-pathways» (Acta Physiol. Scand., 2001. 171/2. P. 145–152).   Возвращались мы из Швеции после стажировки вдвоем, и за время пути родилась идея докторской диссертации, которая базировалась на выполненной в начале творческого пути хоздоговорной теме «Анализ механизма действия цеолита Шивыртуйского месторождения на водно-солевой обмен и функцию почек». Выполнение этой работы в совмещении с должностью декана потребовало очень четкого планирования времени, организованности, целеустремленности, инициативы и умения руководить молодыми исследователями: параллельно под его соруководством отдельные фрагменты работы начали выполнять лучшие выпускницы нашего факультета, аспирантки Г. А. Святаш (Корощенко) и С. Н. Луканина. Результатом такого сотрудничества стали 2 кандидатские диссертации и блестящая защита докторской диссертации по физиологии и биохимии в НИИ биохимии СО РАМН в2005 г. (научные консультанты Р. И. Айзман и акад. РАМН Л. Е. Панин).

В 1999 году Алексею Дмитриевичу было присвоено ученое звание доцента, в2006 г. – ученая степень доктора биологических наук, а в2008 г. – ученое звание профессора по кафедре анатомии, физиологии и валеологии.

Несмотря на большую загруженность административной работой, он продолжает заниматься научно-педагогической деятельностью на условиях совместительства: преподает 3 учебные дисциплины: физиология человека и животных, экологическая физиология, информационные технологии в управлении средой обитания, руководит курсовыми и дипломными работами, консультирует выполнение докторской диссертации соискателя из Горно-Алтайска Е. А. Чанчаевой.

Область научных интересов проф. А. Д. Герасёва: водно-солевой обмен, медико-биологические аспекты использования природных цеолитов в качестве пищевых добавок, научно-методические аспекты подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Является автором более 100 научных и учебно-методических работ, в том числе 2 монографий, 3 учебных пособий, 2 патентов. Под его руководством выполнены и успешно защищены 2 кандидатские и 1 докторская диссертации.

Наиболее значимыми достижениями А. Д. Герасёва на посту декана, а затем директора ИЕСЭН, на мой взгляд, являются: усиление учебно-методической и материально-технической базы факультета (института) и его структурных подразделений в кризисных условиях конца 1990-х гг.; укрепление кадрового потенциала за счет расширения направлений подготовки, увеличения количества аспирантур, привлечения лучших выпускников нашего вуза и высококвалифицированных кадров из НИИ СО РАН, СО РАМН и т. д.; развитие внебюджетной образовательной  деятельности и  оказание услуг по дополнительному образованию, которое только начинало развиваться в вузе; интеграция кафедр факультета в выполнении научных исследований, активизация научной работы преподавателей и студентов с изданием сборников научных трудов, проведением конференций, приглашением ученых из России и зарубежья. Несомненно, что такая активность могла быть реализована, с одной стороны, благодаря пониманию перспектив развития института со стороны руководителя, и поддержки сильного творческого коллектива, с другой. В результате Институт естественных и социально-экономических наук по своему кадровому потенциалу, эффективности научной работы, учебно-методической базе становится одним из ведущих подразделений вуза.

Неслучайно, начиная с середины 2000-х гг. профессор П. В. Лепин, будучи в то время ректором НГПУ, все чаще обращает внимание на молодого перспективного директора ИЕСЭН как своего преемника. Первое предложение А. Д. Герасёву занять должность проректора поступило в 1998 г., второе – в2004 г., но занятость работой над докторской диссертацией стала решающим фактором в отказе. И когда в2007 г. ему уже в третий раз предложили стать первым проректором Новосибирского государственного педагогического университета, он решил основное внимание направить на административно-управленческую работу. Нам всем было понятно, что это переходный шаг на более высокую административную ступень. В мае 2008 года Алексей Дмитриевич был избран ректором вуза.  

Как ректор, собрав новую команду проректоров, он во многом определил внутреннюю и внешнюю политику университета, ориентируясь на инновационное развитие вуза и подготовку специалистов к профессиональной деятельности в условиях модернизации отечественного образования. А. Д. Герасёв особое внимание уделил работе по укреплению имиджа вуза, по формированию его репутации в информационном пространстве, выступив инициатором создания в вузе пресс-центра, перед которым поставил задачу развития постоянного взаимодействия с представителями СМИ и общественности. Университет стал активно участвовать в подготовке и проведении мероприятий и акций информационно-рекламного характера, различных PR-проектов, а пресс-центр обеспечил их комплексное информационное и организационное сопровождение.

Учитывая требования времени, ректор ввел в штат университета должность проректора по инновационной работе, поставив перед коллективом задачу организации и проведения мероприятий, направленных на усиление роли и значения университета в региональной и федеральной образовательной политике, включение вуза в государственные целевые научные и образовательные программы, предполагающие дальнейшее стимулирование инновационной активности университета. Особое внимание он обратил на внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс; в развитие базы электронных образовательных ресурсов университета для дистанционной системы обучения; в формирование инновационной инфраструктуры вуза; в развитие грантовой деятельности преподавателей и студентов; в обеспечение повышения качества подготовки выпускников. Именно в этот период НГПУстал лауреатом конкурса «Новосибирская марка» в номинации «За внедрение современных образовательных технологии» (2011 г.). В этом же году вуз стал аккредитованным Центром тестирования по английскому языку РТЕ (Pearson Test of English) для взрослых и детей.

Для комплексного решения задач развития вуза под руководством ректора была разработана Программа стратегического развития НГПУ на 2012–2016 гг. В 2011 г. университет вошел в число победителей федерального конкурса программ стратегического развития вузов и получил на реализацию данной программы 300 млн. рублей, что позволило значительно укрепить материально-техническую базу университета и заложить основы для дальнейшего развития НГПУ в соответствии с требованиями времени. За период с 2012 по 2014 гг. в рамках реализации программы была создана развитая информационно-образовательная среда, включающая оптововолоконную магистральную сеть и зоны бесплатного Wi-Fi в учебных корпусах и общежитиях (103 точки). В рамках реализации программы стратегического развития практически весь профессорско-преподавательский состав вуза был обеспечен ноутбуками. Количество персональных сайтов преподавателей возросло до 720. Увеличены фонды библиотеки вуза и ускорена автоматизация библиотечных процессов. Значительно укреплена и расширена научная инфраструктура университета. Количество  научно-образовательных центров, открытых на базе факультетов и институтов, с 2012 по 2014 гг. увеличилось  до 18 единиц. Количество ресурсных центров за этот же период увеличилось до 17 единиц. Были созданы: многофункциональный интерактивный SMART-класс, региональный Центр аналитической химии, Центр научно-методического сопровождения начального образования, региональный центр «Семья и дети», языковые центры и др. мультимедийные аудитории, многофункциональные компьютерные лаборатории, ТВ-студия, персональные сайты преподавателей и др.

Во многом благодаря эффективной политике ректора значительно активизировалась научная деятельность профессорско-преподавательского состава вуза. Он явился инициатором создания в вузе Центра фандрайзинговой деятельности, который помогает преподавателям и студентам университета в оформлении заявок на получение грантов. Сегодня эта деятельность приносит вузу 50 млн. руб. в год из внешних источников, в университете проводятся фундаментальные и прикладные исследования по 16 научным направлениям. В русле тематики основных направлений научных исследований преподаватели вуза оказывают научно-методическую помощь школам, гимназиям, лицеям. В2014 г. университет получил грант Президента РФ на реализацию программы научно-педагогической школы «Теория и практика педагогического образования в меняющемся обществе». В настоящее время в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг.  в университете реализуется проект «Разработка и апробация новых модулей ООП бакалавриата по УГС  “Образование и педагогика” (направление экономика)» (госконтракт № 05.043.12.0012 от 16.05.2014).

С2012 г. количество патентов, полученных преподавателями и сотрудниками университета, увеличилось в 2,5 раза. Индекс Хирша возрос с 6 до 19. Суммарное число цитирований публикаций выросло с 296 до 4140. Позиция вуза в рейтинге научно-исследовательских организаций изменилась с 380 на 187.

Особое внимание А. Д. Герасёв уделяет развитию научно-исследовательской работы студентов. В2013 г. по его инициативе в вузе создано «Студенческое научное общество», в рамках работы которого организуются и проводятся студенческие научные конференции, издается сборник работ студентов и молодых ученых. Количество студенческих публикаций многократно увеличилось. Успешно реализуются конкурсные студенческие проекты и программы. Аттестационные комиссии отмечают широкий спектр тематики квалификационных работ, отражающих основные направления развития современной науки, высокий научный потенциал и исследовательский уровень.

Ректор вуза уделяет большое внимание обеспечению интеграции университета в международное образовательное пространство. За период с 2011 по 2013 гг. количество совместных образовательных программ с другими образовательными и научными организациями выросло с 2 до 18 единиц, а обменных программ с иностранными вузами-партнерами до 15. Заключено 79 договоров о сотрудничестве с иностранными учреждениями. Сегодня в НГПУ обучается более 500 студентов из стран ближнего и дальнего зарубежья, существенно увеличились доходы вуза от международной деятельности.

Поставив перед коллективом вуза задачу повышения качества образования, ректор уделяет большое внимание повышению квалификации профессорско-преподавательского состава вуза. По его инициативе факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования университета реорганизован в Институт дополнительного образования. На его базе организована система внутривузовского повышения квалификации профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала НГПУ и система повышения квалификации и переподготовки работников образования и руководителей образовательных учреждений г. Новосибирска и Новосибирской области. Количество реализуемых институтом программ за три года увеличилось с 67 до 232 единиц, а количество слушателей с 1553 до 4255 человек.

Еще одной приоритетной задачей университета ректор считает создание особой воспитательно-образовательной среды, которая помогает вооружать студентов опытом нравственной, патриотической, творческой деятельности, опытом столь необходимым для их будущей профессиональной деятельности. С этой целью в университете создаются и поддерживаются различные студенческие объединения и творческие коллективы, количество которых с 2012 по 2014 гг. возросло с 22 до 44.

Одна из замечательных личностных черт А. Д. Герасёва – неумение останавливаться на достигнутом. Несмотря на огромную загруженность, он успевает просматривать большой объем специальной литературы и периодических изданий для высшей школы, обратить внимание руководителей структурных подразделений на новшества, на изменения в нормативной базе, новые подходы и методы, используемые коллегами других вузов. В период с 26.10.2012 г. по 25.11.2013 г. А. Д. Герасёв прошел обучение в Московской школе управления «Сколково» по программе «Новые лидеры высшего образования».

Большое внимание ректор НГПУ уделяет общественной деятельности: является членом Общественного совета по образованию при министерстве образования, науки и инновационной политики НСО, ряда общественных советов при Губернаторе Новосибирской области, входит в состав Попечительского совета благотворительного фонда «Даунсайд Ап». С ноября 2010 года выполняет обязанности председателя Совета ректоров педагогических вузов Сибири.

К настоящему времени Новосибирский государственный педагогический университет превратился в самый крупный педагогический вуз Сибири и Дальнего Востока, лидера по ведущим направлениям педагогической науки, в котором обучается более 15 тысяч студентов по разным формам обучения. Это современный, быстроразвивающийся университет, включающий в себя10 институтов, 4 факультета, 3 научно-исследовательских института, 13 научно-исследовательских лабораторий, 14 научно-образовательных центров, 2 региональных ресурсных центра, 3 малых предприятия и филиал в г. Куйбышеве Новосибирской области. В настоящее время в университете реализуются 35 программ специалитета, 139 программ бакалавриата, 39 программ магистратуры, 42 специальности аспирантуры, более 230 программ дополнительного профессионального образования.

За период работы в вузе А. Д. Герасёв проявил блестящие организаторские способности, умение мыслить на перспективу, удивительную работоспособность, высокий профессионализм во всех сферах своей многогранной деятельности, эмоциональную сдержанность и контроль в любых ситуациях, стремление не останавливаться на достигнутом, постоянный творческий поиск и нацеленность на новаторские, инновационные подходы. Происходящие в последние годы в вузе под руководством А. Д. Герасёва изменения позволяют университету уверенно смотреть в будущее и вносить весомый, фундаментальный вклад в процесс модернизации педагогического образования в России.

А. Д. Герасёв пользуется заслуженным уважением в коллективе вуза. Не случайно, в2013 г. коллективом вуза он практически вне конкуренции переизбран на второй срок на должность ректора НГПУ.

Дорогой Алексей Дмитриевич! В день твоего 50-летия я с огромным удовольствием поздравляю тебя и радуюсь тем успехам, которых ты добился своим трудом; тем перспективам, которые открываются перед тобой; тем надеждам, которые ты даешь коллективу в эти нелегкие времена модернизации отечественного образования.

 С юбилеем, Ректор, поздравляем!

Пусть удача радует всегда!
И в работе  пусть команда помогает!
Светит путеводная звезда!

 

Творческой энергии и роста!
Самых добрых, смелых перспектив!
Сложные решать вопросы,
Чтобы честности хватало, сил!

Лыжных гонок, силы и познанья!
Красок в жизни, позитива, красоты!
Вдохновений, комплиментов и признанья!
Мудрости, задора, простоты!

 

 

Доктор биологических наук, профессор,

зав. каф. анатомии, физиологии и безопасности

жизнедеятельности,

 Новосибирский педагогический университет

Р.  И. Айзман