ТОЧКИ РОСТА САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКИХ СООБЩЕСТВ

Дата публикации: 
28 Apr 2014

Научно-практическая интернет – конференция «Самоорганизация детских сообществ. Точки роста» проходила на интернет-ресурсе http://дисткурс.рф 11 ноября - 9 декабря 2013г.

Целью конференции являлось представление первых результатов исследования самоорганизации детей и взрослых на открытую экспертизу научного сообщества и практиков.

Фактором-импульсом стало информационное письмо ФГНУ ИППД РАО, разосланное по адресам известным нам педагогов и образовательных учреждений. Организационным условием явилось наличие интернет-ресурса http://дисткурс.рф, функционирующего на платформе Moodle, администрируемого программистом А. В. Куракиным. Научными предпосылками – основной доклад М. Р. Мирошкиной и базовые сообщения руководителей секций Е. Б. Евладовой, М. И. Рожкова, В. П. Головановым. Согласно присланным заявкам всем участникам проекта была выслана Инструкция участника конференции, после чего они прошли процедуру регистрации и приступили к знакомству с содержанием доклада и сообщений. Параллельно руководители секций организовали дискуссионное пространство в своих разделах сайта, опубликовав для этого тексты - провокации. Далее процесс протекал только на основе самоорганизации его участников.

Статистические результаты

В конференции приняли участие 67 человек из 19 городов и сел РФ (11 субъектов Федерации) и представитель г. Аксу (Казахстан), что значительно больше, чем число разосланных писем и тех территорий, с которыми у нас ранее были уставлены деловые отношения. В обсуждении представленной проблемы участвовали 9 докторов педагогических наук, свой материал для обсуждения предоставила доктор социологических наук Л. А. Паутова (Фонд «Общественное мнение»); 8 кандидатов педагогических и психологических наук, 16 аспирантов и соискателей ученой степени. (В общей сложности -  50% от общего числа участников). Среди участников – сотрудники образовательных организаций дошкольного, начального, общего, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования; руководители детских общественных объединений, подростково-молодежных клубов, детских СМИ.

Активность участников конференции

За активный период конференции (с 11 по 30 ноября) «Основной доклад» был просмотрен участниками конференции 774 раза. Для публикации были присланы 34 статьи из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Владимирской, Иркутской, Саратовской, Тульской, Ярославской областей, Забайкальского края. Особый смысл конференции придала открытая дискуссия по основным идеям теории самоорганизации. В дискуссии по принципиальным положенииям доклада в различных секциях приняли участие д-р. пед. наук, профессор Е. А. Александрова, (г. Саратов); Е. Архипова, (г. Москва); М. Ю. Белоусова, (г. Ковров, Владимирская область), кандидат культурологи Л. М. Белякова, (г. Рыбинск, Ярославская обл.), канд. пед. наук А. В. Бояринцева, (г. Москва); А. Н. Бубенова, (г. Кострома); д-р.пед. наук, профессор В. П. Голованов, (г. Москва); д-р. пед. наук, доцент Т. Н. Гущина, (г. Ярославль); Н. Дармаева, (с. Зугалай, Забайкальский край); д-р. пед. наук, доцент Е. Б. Евладова, (г. Москва); Т. Е. Кайкова, (г. Нижневартовск, ХМАО-Югра); Н. В., Касицына, (г. Санкт-Петербург); А. Д. Кудрявцев, (г. Москва); М. В. Кузьмина, (г. Киров); д-р. пед. наук, профессор Л. Г. Логинова, (г. Москва); д-р. пед. наук М. Р. Мирошкина, (г. Москва); канд. пед. наук, доцент Н. Н. Михайлова, (г. Москва), канд. пед. наук, доцент  М. И.Морозова, (г. Санкт-Петербург); Т. А. Муравьева, (г. Ярославль); Е. Б. Новикова,  (г. Москва); д-р. пед. наук, профессор М. И. Рожков, (г. Москва); Т. М. Скобелева, (г. Москва); Б. О. Толекова (г. Долгопрудный, Московская обл.); В. А. Фомин (г. Донской Тульской обл.); д-р. пед. наук,   И. Ю. Шустова, (г. Москва); И. Щеплецова, (г. Москва); канд. пед. наук, доцент С. М. Юсфин, (г. Москва). Очень ценно, что инициаторами тем для обсуждения становились не только ученые, аспиранты, но и практики.

Активность участников конференции в разных секциях была различной что может объясняться разными причинами: большим интересом к какой-то проблеме, определенным знакомством с ней, или, напротив, неразработанностью того или иного вопроса, сложностью для понимания в режиме конференции и др. Поэтому приведенные ниже данные  важны, прежде всего, как показатели тех аспектов заявленной темы, на которые следует обратить особое внимание.

Высокая активность была отмечена  в секции «Самоорганизация детей и взрослых в различных социальных институтах», участники которой представили  для публикации 17 статей по проблемам самоорганизации в образовательных организациях дошкольного (А. В. Бояринцева), общего (Е. А. Александрова, О. С. Богачева, Б. О. Толекова, А. П. Фомина), среднего-специального (Фомин В. А.), дополнительного (Е. Б. Евладова, Т. Н. Тихонова, Д. В. Хорев), в практике дистанционного образования (Г. Г. Горькова), в работе по месту жительства (И. Ю. Белоусова, Т. Е. Кайкова, М.Р. Мирошкина), в детских и молодежных общественных объединениях (А. Н. Бубенова, Г. Н. Вторушина, И. В. Дутченко). В этой же секции было максимальное число публикаций в открытой дискуссии. С нашей точки зрения это можно объяснить потребностью практиков в теоретическом обосновании и методическом обеспечении педагогического сопровождения процессов детской и юношеской самоорганизации, которые имеют место в различных социальных институтах, что с одной стороны, подтверждает верность избранной нами тематики, а с другой стороны - формирует общественный запрос на наши исследования.

Недостаточным оказолось внимание участников к проблеме подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров, осуществляющих педагогическое сопровождение самоорганизации детских сообществ. Современные подходы к подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров обусловлены, вероятно, преждевременностью постановки этого вопроса в связи с недостаточной теоретической, методической и практической разработкой темы. Между тем, в публикациях Е. А. Александровой, А. В. Бояринцевой, С. Г. Осипова излагаются интереснейшие идеи о содержании профессии тьютора, педагогической рефлексии как условии проектирования образовательной среды образовательной организации, о практике интернет-тьюторства. Видимо, подробная проработка этой темы – дело ближайшего будущего.

Теоретические результаты конференции

В основном докладе М. Р. Мирошкиной Самоорганизация детских сообществ как характеристика современного детства» были представлены результаты теоретических поисков лаборатории психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых в  2010-2013 гг. В ходе дискуссии были сформулированы, либо конкретизированы перспективные идеи для организации комплексного исследования:

об исследовании природы самоорганизации как механизма естественного развития системы и человека;

об исследовании педагогического потенциала самоорганизации современного детства;

об отработке непротиворечивого тезауруса исследования педагогического потенциала самоорганизации о необходимости уточнения связи и соотношения «детство» - «самоорганизация»;

о рассмотрении поддержки самоорганизации как метода ограничения хаоса;

о вариантах развития свободоспособности в условиях свободовозможности и в иных, прямо противоположных, условиях;

об «опережающем сопровождении» самоорганизации;

о самоорганизующейся со-бытийной детско-взрослой общности.

Для организации смежных исследований актуальны идеи Л. Г. Логиновой о применении метода ограничения хаоса для развития управления конструированием систем в дополнительном образовании детей (от отдельного объединения по интересам, до педагогических и образовательных систем разного масштаба);процессов осмысления и выработки критериев качества: рамочных условий – ориентаций (программ, ценностей, принципов воспитания и т.д.); комплекса организационно-педагогических условий обеспечивающих и гарантирующих развитие детей и подростки в разных областях деятельности и познания, их позитивную социализацию, коммуникацию и взаимодействие в объединении и учреждении между детьми, детьми и взрослыми

Научно-методическиезадачи, вытекающие из проведенной дискуссии

Требуют развития идеи о

 задаче педагога искать нужные и уместные для ситуации факторы-импульсы, стимулировании детей на их поиск, или создании вместе с детьми условий, при которых появляется импульс;

разработке технологий «защиты» самоорганизованных, одарённых обучающихся и детских сообществ об определении признаков «развитой самоорганизации» в детском общественном объединении;

«портрете» современного учителя или педагога в контексте Теории поколений.

Были заданы следующие интересные и важные вопросы:

Что собой представляет явление детской самоорганизации с точки зрения социально-психологической?

Можно ли сказать, что самоорганизация детей - сводится к  первым опытам  создания ровеснической группы вокруг ребенка-лидера?

Является  ли опыт самоорганизации в детстве - необходимой практикой становления для новоявленных пассионариев и будущих лидеров?

Каков социально-психологический портрет детей  чаще всех инициирующих самоорганизацию?

Действительно ли эффекты самоорганизации - это характеристика только современного детства?

Зависят  ли от  возраста детей  формы и длительность существования самоорганизованных детских сообществ? …

Хотят и могут ли современные педагоги, учителя изменять содержание и методы своей деятельности? Менять их – значит адаптироваться (приспосабливаться)? Примеров изменений на практике множество: сейчас все меняются «внедряя» ФГОС, но задействованы ли в этом стороны человеческой личности педагога или учителя?

В практическом плане

Необходима подготовка и издание пособия, включающего представленный на конференции опыт педагогического сопровождения самоорганизации в образовательных организациях дошкольного, начального, среднего, профессионального и дополнительного образования, в системе повышения квалификации, учреждениях и организациях, работающих по месту жительства, в детских общественных объединения, детских оздоровительных лагерях.

Мирошкина М.Р.,

Москва

Файлы: