Внешкольная работа с детьми в теории и практике социального воспитания : историко -педагогический анализ (№6-2015)

Дата публикации: 
29 Dec 2015

Дейч, Б. А. Внешкольная работа с детьми в теории и практике социального воспитания: историко-педагогический анализ : монография / Б. А. Дейч, Т. А. Ромм, И. Ю. Юрочкина ; под науч. ред. Т. А. Ромм ; Министерство образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 481 с.
ISBN 978-5-903978-53-3
Среди тенденций, характерных для современной ситуации в отечественной педагогике, можно отметить усиление внимания к системе дополнительного образования детей, которое рассматривается как важное направление педагогической деятельности, способствующее общему развитию личности.
Важным фактором, оказывающим влияние на развитие теоретических основ современного дополнительного образования (внешкольной работы), является понимание того, что это развитие невозможно без глубокого и тщательного историко-педагогического анализа теоретических подходов и опыта подобной деятельности в прошлом. За последние десятилетия в российской печати появился ряд публикаций, отражающих историю внешкольной работы в России. Однако нельзя говорить о том, что процесс становления и развития дополнительного образования изучен полностью.
Существенное отличие монографии «Внешкольная работа с детьми в теории и практике социального воспитания: историко-педагогический анализ» от других исследований заключается в следующем:

– системность предлагаемого анализа: авторы выделяют четыре основных модели внешкольной работы (дополнительного образования) и осуществляют анализ не только в определенных хронологических рамках, но и подробно исследуя компоненты этих моделей, их содержание и динамику;
– изучение развития внешкольной работы с детьми осуществляется в контексте развития теории социального воспитания. Такой подход, безусловно, является новым, но в тоже время уместным и позволяющим перейти от хронологического перечисления фактов к системному анализу взаимодействия внутренней и внешней среды;
– в русло общего исследования истории дополнительного образования в России в целом логично вписан анализ развития содержания этого направления педагогической деятельности с учетом регионального аспекта (Западная Сибирь).
Необходимо отметить высокий научный уровень работы: монография стала результатом изучения большого количества разнообразных источников, включая архивные материалы. В то же время текст изложения, несмотря на его научность, достаточно доступен для понимания, приведенный фактический материал подтверждает позиции авторов.
Думаю, что монография может вызвать интерес не только у специалистов (ученых, практиков, преподавателей вузов), но и у людей, интересующихся историей нашего государства, историей развития образования в России.

А. И. Тимонин
Доктор педагогических наук, профессор,
ректор Института педагогики и психологии
Костромского государственного университета
им. Н. А. Некрасова, Кострома

Файлы: