СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ПРИЕМНЫХ СЕМЬЯХ
Лаврентьева З. И. «Приемная семья как социально-педагогический феномен»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 218 с. ISBN 978-5-00023-493-8
2015 год – юбилейный для Новосибирского государственного педагогического университета. Это время подведения итогов, определения перспектив, представления результатов научной деятельности студентов и преподавателей. В этой связи презентуем недавно вышедшую монографию одного из ведущих преподавателей НГПУ, доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии ИИГСО Лаврентьевой Зои Ивановны.
Монография посвящена исследованию проблем воспитания детей в приемных семьях. В ней отражены результаты многолетней исследовательской деятельности автора, удачно сочетаются теоретический анализ и обобщение опыта практической работы с родителями из приемных семей. Монография вышла в свет в год выпуска первой группы приемных родителей, которые получали высшее образование по специальности «социальная педагогика» на отделении заочного обучения ИИГСО. В течение пяти лет З. И. Лаврентьева руководила научно-исследовательской мастерской, в которую входили студенты, имеющие статус приемных родителей. Каждая мысль, высказанная в монографии, многократно проверялась на лекционных и семинарских занятиях глубоко заинтересованных слушателей, уточнялась в экспериментах, апробировалась на дискуссионных площадках научных конференций.
Анализируемое издание, несомненно, имеет важнейшее значение для современной ситуации российского общества, реализующего Национальную Стратегию в интересах детей. Ведущей идеей в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Стратегии признается защита права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. Наряду с такими традиционными формами семейного устройства, как усыновление (удочерение), опека и попечительство, стремительно развивается утверждённая Семейным кодексом РФ 1996 года инновационная форма – приемная семья. Только в Новосибирской области в 2014 году воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялось в 1570 приемных семьях. Детей в этих семьях – более 3200. Приемная семья создается на основе договора о передаче детей на воспитание в семью, родители (один из родителей) которой получают вознаграждение за свою воспитательную деятельность. Это профессиональная воспитательная деятельность приемных родителей.
Как справедливо отмечает З. И. Лаврентьева, в общественном сознании и даже в позиции приемных родителей зачастую приемная семья воспринимается как обобщенная категория, означающая прием некровного ребенка в свою семью. Смешение усыновления, опеки и приемной семьи приводит ко многим проблемам, в том числе и к проблеме возврата ребенка. Автор ставит своей целью показать особенности именно приемной семьи. И показать их в современной ситуации, когда приемная семья выступает социально-педагогическим феноменом – явлением, не имеющим строгого научного объяснения, не подтвержденным достаточным количеством научных исследований о закономерностях жизнедеятельности приемной семьи.
В первой главе монографии раскрываются методологические ориентиры исследования феномена приемной семьи. Автор показывает, как методологические подходы могут перераспределить внимание от изучения «особых условий для ребенка» к выявлению «условий использования объективных ресурсов приемной семьи». Целью феноменологического исследования является раскрытие структуры того или иного переживания и смысла, который имеет для человека определенный предмет, ситуация, событие или какой-то аспект собственной жизнедеятельности. Основная цель феноменологического подхода в изучении приемной семьи заключается в том, чтобы выявить, как шаг за шагом осознается сама идея принятия ребенка в семью, как это осознание отражается на реальности семьи. По сути, феноменологический подход служит поиску «неопровержимых данных», «стабильных очевидностей», заложенных в сознании участников педагогической реальности приемной семьи. Феноменологический подход предоставляет возможность прийти к пониманию внутреннего мира приемного ребенка и приемного родителя, соприкоснувшись с его опытом, доверяя его самостоятельным выводам и объяснениям, разворачивая глубинные смыслы и ценности выборов.
В рамках феноменологического подхода представлен авторский метод исследования приемной семьи – педагогический спектральный анализ. Он включает в себя определение массива (спектра) исследования, его сфокусированной направленности на понимание отношений в приемной семье, преломления самоидентичности ребенка в воспитательной среде семьи и отражения влияния приемной семьи на дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.
В монографии глубоко раскрыты теоретические закономерности функционирования приемной семьи. Научная новизна этой главы монографии заключается в том, что автором предложена классификация педагогических функций приемной семьи. К интровертивным педагогическим функциям, выполняемым внутри семьи, отнесены рекреационная, охранно-защитная, коммуникативная, терапевтическая, компенсационная функции и функция экстрагирования; к экстравертивным, выполняемым для общества, – адаптационная, образовательно-социализирующая, воспитательная, коррекционная, реабилитационная функции. Доказывается закономерность, что чем шире и объемнее выполняются функции, тем успешнее происходит общее развитие приемного ребенка.
Значительное место в монографии уделено общим закономерностям семейного воспитания детей и особенностям воспитания приемных детей в условиях семьи как специально созданного социального института. В связи с этим автор предлагает рассматривать приемную семью как особую среду жизнедеятельности ребенка, позволяющую с помощью естественных ресурсов семьи и целенаправленного профессионального воспитания разрешать социальные проблемы ребенка, обеспечивать ему поступательное продвижение к самопознанию, самопониманию и формировать у него способности наиболее полно реализовать себя как человека в открытом обществе.
Логичным продолжением исследования целей и функций приемной семьи стала глава о теории и практике ее социально-педагогического сопровождения. Автор подчеркивает мысль о том, что сами приемные родители непременно должны быть участниками команды специалистов, которые осуществляют процесс сопровождения. В процесс сопровождения включаются и сами дети. Отсюда и цель социально-педагогического сопровождения (способствовать поиску оптимальных решений организации жизнедеятельности приемной семьи), принципы организации социально-педагогического сопровождения (активности приемной семьи, преимущественного права семьи и ребенка на принятие решений, снижение рисков выбора при принятии решений).
Несомненное практическое значение имеют рекомендации по специфике организации сопровождения на этапе создания приемной семьи; на этапе развертывания повседневной жизнедеятельности и во время кризисных ситуаций. Актуально для современной практики сопровождения предложение автора о создании групп общественных независимых экспертов при конфликтных ситуациях между приемными семьями и органами опеки и попечительства.
Наконец, в последней главе монографии раскрыты национальные традиции и международный опыт жизнедеятельности приемных семей. Этот раздел имеет принципиальное значение в ситуации отстаивания нашей страной права для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жить и воспитываться в семье с традиционными духовно-нравственными ценностями, взаимной любовью и заботой, взаимной ответственностью и личностной индивидуальностью. Позиция автора состоит в том, чтобы научить приемных родителей глубоко и компетентно анализировать международный опыт, чтобы при использовании зарубежных научных открытий и практики деятельности приемных семей максимально соблюдать национальные интересы.
Содержание, стиль изложения материала и тщательно подобранная библиография позволяют сделать вывод о том, что автор очень внимательно относится к результатам научных исследований по проблемам воспитания приемных детей; показывает динамику новых знаний в воспитании приемных детей за последние десятилетия; вскрывает риски и опасности воспитания детей в нересурсных приемных семьях; представляет собственную научную концепцию изучения жизнедеятельности приемных семей. Подкупает устойчивая гуманистическая позиция автора, ее вера в педагогические силы приемных семей и бесконечные ресурсы детей.
Надеемся, что монография получит свое продолжение, потому что в Институте истории, гуманитарного и социального образования продолжают обучаться приемные родители, плодотворно действует студенческая научно-исследовательская мастерская (СНИМ ВМЕСТЕ), разворачивается опытно-экспериментальная работа магистрантов на базе Муниципального казенного учреждения г. Новосибирска «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки и сопровождения замещающих семей «Созвездие»». Вдохновителем и научным руководителем этих проектов выступает З. И. Лаврентьева – автор рецензируемого издания и, не сомневаемся, будущих полезных для педагогической науки и практики книг.
Т. В. Фуряева
доктор педагогических наук, профессор,
Красноярск